Камбацуэ
8 апреля в японских буддийских храмах отмечается День рождения Будды — Камбацуэ.
Предание так описывает рождение Будды — принца Сиддхартхи Гаутамы (Шакья Муни):
Царице Майе, супруге правителя народа шакья Шуддходаны, приснился сон.
Она увидела, как молодой белый слон с шестью бивнями спустился с неба и вошел в ее лоно.
Боги открыли ей, что она родит сына, который станет Буддой (Просветленным).
Когда подошло время рождения ребенка, царица отправилась к своим родителям.
По пути она посетила прекрасный сад, называемый «роща Лумбини» (Непал), который был полон цветов и поющих птиц.
Внезапно у царицы начались роды и она родила Будду прямо среди цветов. С неба хлынули два потока воды: один был прохладный и освежающий, другой — теплый и благоуханный.
Они омыли Будду и его мать. Младенец встал на ноги сразу после того, как родился. Укрытый от солнца белым зонтом, который держали над ним боги, он повернулся лицом к северу и сделал семь шагов.
С легендой связаны основные атрибуты и обряды праздника
В этот день буддийские храмы украшаются цветами.
Главный обряд праздника — поливание изображения Будды-ребенка из маленького ковшика особым сладким цветочным чаем — ама-тя.
Этим же чаем угощают прихожан для укрепления здоровья. Чай приготавливают из листьев кустарниковой гортензии, растущей в горных районах. Считается, что он обладает магической силой — если прикоснуться пальцами, смоченными в этом чае, к статуэтке Будды, а потом к месту, которое болит, то наступит исцеление.
Кроме того, этот праздник известен как Праздник цветов — Хана-мацури.
Согласно преданию, Будда родился в тот момент, когда его мать собиралась преломить стебель цветка. В этот день и принято дарить друг другу цветы, небольшие пакетики ама-тя.
Вероучение буддизма
Размышляя над окружающим миром, Будда пришел к четырем основным выводам:
1) все есть страдание в этом мире:
- рождение,
- старость, болезнь, смерть,
- союз с тем, кого не любишь,
- разлука с тем, что любишь,
- любая форма привязанности;
2) причина страдания заключается в наличии любых желаний, в том числе в желании существовать. Именно желание обрекает нас на бесконечный цикл перевоплощений;
3) прекращение страдания достигается путем освобождения от желаний;
4) чтобы достигнуть этой цели, необходимо придерживаться особой морали.
Эта мораль называется «благородный восьмеричный путь». Все должно свидетельствовать о полной чистоте и праведности:
Наше понимание, намерения, речь, поведение. Наша жизнь, усилия, отношения, наше духовное сосредоточение (медитация).
Соблюдение перечисленных принципов ведет человека к освобождению от всякой привязанности, что позволяет ему достигнуть нирваны.
Буддизм никогда не определял, в чем заключается нирвана.
Это слово санскритского происхождения имеет приблизительный смысл угасания. Но понятие, которое оно воплощает, не уточнено: известно, что речь идет о забытье или высшем блаженстве.
Единственным намерением буддизма является достижение нирваны путем соблюдения морали.
Что такое буддизм
Учение Будды не стремится решать вопрос судьбы человека или происхождения мира. Оно чисто «утилитарно», и все то, что бесполезно для нашего спасения, его не интересует.
Следовательно, буддизм — это прежде всего техника, позволяющая овладеть чувствами и воображением, телом и духом.
Цель его — осознать иллюзорный характер мира, чтобы легче освободиться от него. Для этого необходимо соблюдать восемь предписаний «священного пути», которые сами по себе являются техникой:
- верить в четыре истины, чтобы не отклониться от пути, начертанного Буддой;
- овладеть своей волей, чтобы подавить любое желание чувств или духа;
- речь содействует освобождению. Надо говорить правду, быть миротворцами и избегать бесполезной болтовни;
- требуется нравственное поведение, согласующееся с освобождением. Убийство, воровство и прелюбодеяние строго запрещены;
- образ жизни должен свидетельствовать о бескорыстии. Монах не выпрашивает еду, он получает ее от тех, кто ему предлагает, чтобы тоже приблизиться к освобождению;
- наши усилия должны устремляться к добру и удалять нас от зла;
- отношения не должны идти на поводу наших побуждений и желаний;
- медитация — достижение и венец предшествующего поведения.
Распространяясь по миру, охватывая народы Индии, Китая, Японии, Тибета или Юго-Восточной Азии, учение Будды приобретало различные оттенки.
По своему географическому происхождению, а также по тому, что в нем существует теория перевоплощения, буддизм примыкает к брахманской культуре Индии.
Однако индийцы, глубоко религиозные и привыкшие жить среди многих божеств, выдержали буддийскую доктрину не более нескольких веков.
Доктрину, которая легко обходится без богов и слишком часто находит удовольствие в отказе от существования, что плохо сочетается с безудержной жизненной силой индийцев.
Формы буддизма
1. Первоначальная форма, суровая и элитарная, еще существует в Шри-Ланке, Таиланде, Бирме.
Она называется тхеравада, что означает «школа старой мудрости». Еще одно название этого направления — хинаяна («малая колесница»).
2. «Большая колесница», или махаяна. Она появилась с началом христианской эры. Это более широкая и более гуманистическая трактовка, которая дополняет писаную традицию устными наставлениями, переданными Буддой своим самым верным ученикам.
3. К VII в. из направления махаяна выделилась третья форма буддизма — тантризм, который объединяет в буддизме магические и мистические обряды.
Это направление называют также ваджраяна — «алмазная колесница». Оно стремится сократить трудный путь к нирване. Одним из направлений тантрического буддизма является тибетский ламаизм.
Все перечисленные формы буддизма признают учение Будды, однако их представления о средствах достижения нирваны коренным образом отличаются друг от друга.
Тхеравада
Это первоначальный буддизм во всей своей строгости и чистоте.
Согласно его предписаниям, только монахи и, при наличии духовного покровительства, монахини могут надеяться, благодаря своей отрешенной жизни, достигнуть нирваны.
Вот почему монахи так многочисленны в тех странах, где практикуется тхеравада. Что касается других, то они должны ждать доступа к нирване до ближайшего перевоплощения, стремясь к тому, чтобы их заслуги позволили им возродиться в облике монаха.
Махаяна
Основное новшество, внесенное махаяной — возможность для достигших озарения не сразу же впасть в нирвану, а посвятить себя из чистого великодушия воспитанию и спасению других людей.
Те, кто таким образом временно отказывается от своего освобождения, — истинно святые, которые заслуживают особого почитания (бодхисаттвы).
Спасение становится коллективным делом, что и объясняет название «большая колесница». В противоположность «малой колеснице» — так назвали тхераваду, которая может привести людей к спасению только в индивидуальном порядке.
Тантрический буддизм
Ваджраяна, или «Алмазная колесница».
Часто ассоциируется с разновидностью индуизма, основанной на поклонении женского проявления божества, «шакти», которое символизирует космическую энергию.
Тантризм иногда примыкает также к махаяне, так как он допускает существование бодхисаттв.
Однако тантризм обладает и оригинальными чертами, позволяющими выделить его в особое направление в буддизме.
Это прежде всего эзотерическая система, то есть тайное учение, к которому верующего приобщают духовные наставники.
Такой краткий обзор различных форм буддизма и его культов показывает, до какой степени он способен приспосабливаться к различным культурам и верованиям. Это объясняется тем, что буддизм — скорее философия, чем религия, и он может вписываться в разные религиозные рамки.
Читайте: