Интересуясь историей одежды, я пришла к выводу, что среди всех когда-либо существовавших модников есть особенная категория — альфа-модники. К ним я отношу прежде всего денди.
Исследователь мужской культуры и моды Ольга Вайнштейн, которая о дендизме знает всё, даёт такое определение:
Денди (перевод англ. dandy — щеголь, франт) — это лидер моды, человек, который обладает своим видением элегантности, имеет свою эстетическую программу и может навязать эту программу толпе.
Личность денди
Имеет все признаки неуверенности в себе, характерной для эпохи романтизма.
Компенсация этой неуверенности происходила путём пренебрежения к общепринятым нормам и социальным ожиданиям.
Крайний индивидуализм был средством возвыситься над обыденностью толпы. А холодное отстранение от окружающих возникало из-за боязни быть не понятыми ими.
Именно слабость и инфантильность романтика нуждались в наличии всяких «не»:
- не быть смешным,
- быть не таким, как все,
- не удивляться, не восхищаться, и не выдавать своих чувств,
- не терять равновесия и не спорить.
Р. Шатобриан отмечал, что денди явил миру лицо страдальца с налётом безразличия, со взглядом, полным фатальности и глубокомыслия, с губами, искривлёнными от пренебрежения к роду человеческому, с сердцем, изнывающим от скуки и тоски из-за непостижимости всего сущего.
Денди чувствовал внутреннюю потребность проходить незамеченным сквозь толпу.
Следовательно, его костюм должен был отвечать принципу, сформулированному Бальзаком: «Если ваша одежда привлекает внимание окружающих — вы одеты плохо».
Поэтому ни одной лишней детали, никакого «сюр», всё просто, незаметно, несколько небрежно, но всегда элегантно и дорого — вот что было принципиальным.
Он мог провести несколько часов перед зеркалом, добиваясь, чтобы одежда соответствовала месту и времени.
Как денди лондонский одет
Это писал Пушкин о своём герое Евгении Онегине.
Философия дендизма (конец XVIII — XIX вв.) стала символом высшей элегантности мужского костюма.
Дань этой философии отдали Байрон, Диккенс, Теккерей, Бальзак, Стендаль, Чаадаев и другие.
Некоронованным королём дендизма признан Джордж Брайан Браммел, который благодаря усилиям своего неродовитого отца получил блестящее образование в одном из лучших колледжей Англии.
Во время осмотра своего полка он упал с лошади и травмировал нос. На этом его карьера военного закончилась, но он был принят в известном клубе Брукс, где он прославился как везучий картёжник.
Красавчик Браммел
Однако светское общество Браммел интересовал прежде всего как непревзойдённый законодатель моды, который популяризировал длинные панталоны, новые формы жилетов и галстуков.
Даже принц Уэльский заплатил ему 100 фунтов стерлингов, чтобы, как все «светские львы», иметь очередную новую выкройку утреннего халата, введённого Браммелом.
И хотя игра в карты в конце концов разорила его, именно Браммелу мы обязаны созданием идеального мужского силуэта эпохи романтизма — браммеловского торса.
Именно с его именем связан принцип минимализма в мужском костюме, эстетика «заметной незаметности».
Это то, что историки костюма называют «великий мужской отказ», то есть отказ от декоративности, избыточности, которые были в мужском костюме XVIII века.
Браммел пытался перевоспитывать принца Уэльского, который как раз отличался вульгарной привычкой носить брильянтовые пряжки, костюмы из роскошных материалов, пришивать блёстки на шляпы.
И это выглядело как настоящая революция в мужском костюме.
Главное открытие Браммела: вечерний костюм — это просто чёрный фрак, который пригнан точно по фигуре, и ничего больше.
Долго ли коротко, Браммел становится лидером моды, ему начинают подражать, его мнением начинают интересоваться, его вкус начинает распространяться дальше. Если в начале XIX века никто не одевался так, как Браммел, то уже в 1810-е годы у него появилось довольно много последователей, а в 1830-1840-е годы та модель костюма, которую предложил Браммел — чёрный фрак и узкие панталоны, — была уже в массовом производстве.
Похожи ли денди на нынешних метросексуалов*?
Ольга Вайнштейн утверждает, что нет.
Метросексуал — не лидер моды, а наоборот, её жертва.
Человек, который прислушивается к рекламе и умеет делать достаточно профессиональные потребительские выборы.
Он — воплощение конформистского большинства.
Дендизм — это культура меньшинств, настоящие денди — маргиналы, одиночки.
Последователи у них появляются всегда потом, позже.
Настоящий денди нутром чувствовал, когда требуются синий сюртук с медными пуговицами, брюки из оленьей кожи и жокейские сапоги. А когда — бархатный фрак гранатового цвета на подкладке из белого атласа, кашемировые панталоны и лакированные туфли.
Он мог мыть сапоги французским шампанским для достижения особенно эффектного блеска. Он предлагал своему лакею походить по дому в только что сшитом дорогом фраке, чтобы избавиться от неестественности новых форм, создать впечатление «поношенности».
Его перчатки были натянуты так, что сквозь кожу проступали кончики ногтей, однако заботу о платье денди считал уделом провинциалов.
Такой подход к костюму требовал немалого гардероба. Историки свидетельствуют, что для того, чтобы переодеваться по несколько раз на день, недельный запас нарядов составлял:
- 20 рубашек,
- 24 носовых платка,
- 10 панталонов,
- 30 шейных платков,
- дюжину жилетов и носков.
Всё — совершенного кроя, который обеспечивал безупречность одежды и возможность чувствовать себя в ней, как в своей второй коже.
В целом можно сказать, что денди точно отразил двойственность романтического миросозерцания того времени:
С одной стороны, слабость и уязвимость индивида, нуждавшиеся в опоре и компенсации извне.
С другой, — внутренняя сила и невозмутимость, залогом которых было искусство владеть собой.
Ваша Милена Апт, Libelle, Стрекоза