Виды размеров стихов с примерами

Виды размеров стихов с примерами

О стих, ты — мир!

Чем поэтические произведения, по мнению большинства людей, отличаются от прозаических?

Рифмой.
На вопрос, что же это такое, все дружно отвечают — это когда складно …

В учебниках рифма определяется как звуковой повтор в конце ритмической единицы. Но рифма — только один кит, на котором держится стих. 

Есть и другие.

Интересные и необычные виды стихов.

Расскажу не обо всех, а лишь о некоторых, которых и так набралось целых двадцать.

 Акростих (греч. akrostichis — буквально: «краестишие»)

Стих, своеобразие которого основано на графическом приёме, суть которого заключается в том, что начальные буквы всех строк стиха образуют слово (фразу). Это слово может указывать на автора или адресата произведения, служить смысловым дополнением к тексту, соотноситься с ним как загадка и отгадка.

По одной версии, эту форму стиха изобрёл сицилийский поэт Эпихарм, живший очень давно — до нашей эры. По другой — его возникновение связывают с египетскими текстами сакрального содержания.

Между прочим, акростих является показателем формального поэтического мастерства.

В качестве примера приведу отрывок из акростиха Льва Гумилёва, посвящённого Анне Ахматовой. Первые буквы всех строк четверостишия составляют имя «Анна».

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона …

Разновидности акростиха:

1. акростих обращённый  — зашифрованные слова читаются по вертикали, но в обратном порядке — снизу вверх; в славянских языках такой приём называется «вспятословием»;

2. мезостих — зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки;

3. телестих — зашифрованные слова складываются из конечных букв строк;

4. лабиринт — зашифрованные слова складываются из букв, разбросанных по всему внутреннему полю стиха, образуя какую-либо линию, например диагональ, или геометрическую фигуру.

Алфавитный стих или АБЕЦЕДАРИЙ

Это стих, в котором начальные буквы строк расположены в алфавитном порядке. Я не согласна с бытующим мнением, что алфавитный стих является разновидностью акростиха. Идея одна, безусловно. Но алфавит — это не слово и не фраза, образование которых с помощью начальных букв строк стиха является признаком акростиха. Алфавит — это стандартный набор знаков для определённого языка.

Самый известный пример алфавитного стиха — русская Азбучная молитва (Х век), в которой каждое изречение начинается с новой строки и буквы алфавита. Автором молитвы считают Константина Переяславского.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ …

и так далее до последней буквы.

А это из «Советской азбуки» Владимира Маяковского:

     А

Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.

     Б

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

     В

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы …

Анацикл (греч. ana — вперёд, против и cyclos — круг, цикл)

Это стих, написанный таким образом, что его можно читать как сверху вниз — слева направо, так и снизу вверх — справа налево. Смысл не теряется. Читают анацикл не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Анациклические стихи — очень редкое явление в поэзии.

 Валерий Брюсов (неутомимый поэт-экпериментатор)

Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает …
Мерцанье былого — виденья качает …
Молчанье ночное, раздумье — жестоко!

А теперь читайте с конца к началу. То же самое: «жестоко — раздумье, ночное молчанье …»

Белый стих

Нерифмованный стих. Во всём остальном — размер, ритм, чередование ударных и безударных окончаний — мало чем отличается от рифмованного. Появление белого стиха связано с желанием приблизить стихотворную речь к разговорной.

 Давид Самойлов

БЕЛЫЕ СТИХИ

(Рембо в Париже)

Рано утром приходят в скверы
Одинокие злые старухи,
И скучающие рантьеры
На скамейках читают газеты.
Здесь тепло, розовато, влажно,
Город заспан, как детские щёки.
На кирпично-красных площадках
Бьют пожарные струи фонтанов,
И подстриженные газоны
Размалёваны тенью и солнцем.

В это утро по главной дорожке
Шёл весёлый и рыжий парень
В желтовато-зелёной ковбойке.
А за парнем шагала лошадь.
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь —
Лошадь розовая и голубая,
Как дессу незамужней дамы,
Шея — словно рука балерины,
Уши — словно чуткие листья,
Ноздри — словно из серой замши,
И глаза азиатской рабыни.

Парень шёл и у всех газировщиц
Покупал воду с сиропом,
А его белоснежная лошадь
Наблюдала, как на стакане
Оседает озон с сиропом.
Но, наверно, ей надоело
Наблюдать за весёлым парнем,
И она отошла к газону
И, ступив копытом на клумбу,
Стала кушать цветы и листья,
Выбирая, какие получше.
— Кыш! — воскликнули все рантьеры.
— Брысь! — вскричали злые старухи. —
Что такое — шляется лошадь,
Нарушая общий порядок! —
Лошадь им ничего не сказала,
Поглядела долго и грустно
И последовала за парнем.

Вот и всё — ничего не случилось,
Просто шёл по улице парень,
Пил повсюду воду с сиропом,
А за парнем шагала лошадь …
Это странное стихотворенье
Посвящается нам с тобою.
Мы с тобой в чудеса не верим,
Оттого их у нас не бывает …

Признаюсь, это моё самое любимое белое стихотворение. И просто к месту: в нём вам встретилось слово «дессу» (ударение на втором слоге). Многим оно незнакомо. Во французском языке это слово означает всё, что относится к женскому нижнему белью.

 Бесконечный стих

Это стих с кольцевой структурой, конец которого переходит в начало. Про попа, его любимую собаку, неосторожное съедение последней куска мяса и, как следствие, убийство служителем культа бедного животного — знают все, кто знает русский язык. А вот менее известный бесконечный стих — короткий и прелестный. Его автор — Герман Лукомников:

ла,
Не надо звать врача.
Начинай читать
Снача-

Буриме (от франц. bouts rimes -«зарифмованные концы»)

Шуточные (как правило) стихи на заданные рифмы. В XVII- XVIII веках их составление было популярным салонным развлечением. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра.

 Верлибр (франц. verse libre — свободный стих)

Свободный, т.е. нерифмованный стих без метра и соразмерности строк. Этим он отличается от белого стиха, в котором тоже нет рифмы, но размер и ритм присутствуют. Верлибры характерны для средневековой литургийной поэзии, творчества французских символистов. В русской поэзии теорию верлибра разрабатывал Арво Метс — поэт, родившийся в Таллинне, но писавший преимущественно на русском языке.

Арво Метс

Поэт стоит в очереди за вермишелью.
Здесь же и его почитательницы.
Поэту немного стыдно.
Он стоял на эстраде,
словно маленький принц,
который никогда не ест.

 Визуальный поэтический текст

Речь идёт о продукте соединения двух видов деятельности — поэтической (словесной) и изобразительной, т.е. визуальная поэзия — явление, находящееся на стыке стихотворчества и живописи, графики, пластики, фотографии.

Какой стих выбрать в качестве примера?

Конечно, «Аксиому стрекозы» Андрея Вознесенского. Привожу начало и конец стихотворения. Крест — «Аксиома самоиска» — читается по двум плоскостям слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.

Андрей Вознесенский

АКСИОМА СТРЕКОЗЫ

На левосторонних трассах,
на путях правосторонних,
на путях потусторонних,
там, где аксиома власти
машет огненною палкой,
в аксиомах «влево», «вправо»
жизнь я прожил не без риска.
Есть единственная правда —
аксиома самоиска.

                    * * *

Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, —
Жизни крест наоборотный

 

визуальный поэтический текст

 

 Вольный стих или вольный ямб

Русский неравностопный стих с неурегулированным чередованием строк разной длины. Как правило, в нём отсутствуют строфы. Это обычный размер басен. Хотя, не только басен. Например, вольным ямбом написана драма «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

И.А. Крылов

МАРТЫШКА И ОЧКИ

Мартышка к старости слаба глазами стала;
 А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
 Лишь стоит завести Очки.

Гетерограмма или равнобуквицы

Сергей Федин в книге «Игры со словами» рассказ о гетерограмме начинает с анекдота:

«Однажды Пушкин гостил у знакомого графа. Уютно устроившись в кресле, поэт читал какую-то книгу. Неподалёку, на диване, возлежал граф, а на полу около него резвились его дети. Очень скоро хозяин заскучал.

— Саша, — обратился граф к Пушкину, — скажи что-нибудь экспромтом.

Пушкин тут же отложил книгу и, не задумываясь, выпалил:

— Детина полоумный лежит на диване.

Граф не на шутку рассердился.

— Что вы себе позволяете, Александр Сергеевич?! — строго произнёс он, чуть приподнявшись на диване.

— Ничего особенного, — лучезарно улыбнулся Пушкин. — Просто вы меня не поняли. Я сказал всего лишь: «Дети на полу, умный лежит на диване! «

А вот творение известного в XIX веке русского поэта-сатирика, каламбуриста Дмитрия Минаева:

Ты грустно восклицаешь:
«Та ли я?
В сто сантиметров моя талия».

Эти два примера — образцы гетерограммы, которая, в свою очередь, является случаем каламбура (от франц. calembour — «игра слов»). Например, каламбуром являются вопрос и ответ: «Когда часовой бывает цветком? — Когда он бывает не за будкою».

Гетерограмма — это игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу, т.е. равных — отсюда другое название этого феномена: «равнобуквицы». Стихи, состоящие из гетерограмм, — редкое, но очень интересное явление в поэзии.

Сергей Федин

Убогая, у бога я,
Товарищу товар ищу,
Несу разное, несуразное!

Desiderata

Это поэма в прозе о достижении счастья в жизни. Авторское право на неё получил американский адвокат баварского происхождения Макс Эрманн (1927). После смерти Эрманна очень широко используется в религиозных богослужениях.

Звуковое кольцо

Четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки — с первой буквой первой.

Иван Овчинников

Давно известно: жизнь — борьба,
А у борьбы — один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод …

ЛОГОГРИФ

Это стих, основу которого составляет метаграмма (слова с различием в одну букву).

Напимер, в стихотворении футуриста В. Каменского вместе со звуками убывают и строки:

И моя небесная свирель
Лучистая,
Чистая,
Истая,
Стая,
Тая,
А я —
я.

Ещё известный логогриф:

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!

Популярны логогрифы-загадки, в которых задуманное слово принимает другое значение, если от него отнять или к нему прибавить слог или букву.

С моею помощью снесут
Сосну на радость столяру,
Но «а» добавь — и я сосуд,
Чтоб пить зелёный чай в жару.

Ответ: пила — пиала.

МОНОРИМ (греч. monos — один, rime — стих)

Стих, построенный на одной рифме. Широко распространён в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.

Омар Хайям. Рубаи

1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.

2.Трудно замыслы бога постичь, старина.
 Нет у этого неба ни верха, ни дна.
 Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
 Лишь бы сцена была хоть немного видна!

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина …
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos — бегущий обратно)

Стих, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу.

В России палинромоны появились в XVII веке. Тогда их называли «рачьими стихами», и они прочно вошли в моду того времени. Палиндромоны были очень популярны среди поэтов-модернистов, которые охотно пускались во всякие эксперименты. Одним из классических образцов рифмованного палиндромона является стихотворение «Перевертень» В. Хлебникова.

Велимир Хлебников

ПЕРЕВЕРТЕНЬ

Кони, топот, инок.
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лов? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с Смерти-Мавки.
 ПАНТОРИМ

Стих, в котором рифмуются все слова. Очень редкое явление.

Валерий Брюсов

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.

 РЕВЕРС

Стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняются очерёдность изложения и меняются рифмы.

 РИФМОИД

Стих с очень приблизительными рифмами.

Владимир Маяковский

А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо-рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.

 РОПАЛИК (греч. ropalicos — палица, дубина)

Стих c постепенным наращиванием количества слогов. В примере ниже в каждой строке первое слово — односложное, второе — двусложное, третье — трёхсложное, четвёртое — четырёхсложное.

Валерий Брюсов

Жизнь — игра желаний мимолётных,
Есть — пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, — свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых …

 СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ

Это миниатюрные прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишённые стихотворной организации речи. К произведениям такого рода относятся «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, «Поэмы в прозе» Шарля Бодлера и др.

Типическими признаками стихотворений в прозе являются их краткость, рудиментарный или вовсе отсутствующий сюжет, повышенная выразительность повествовательного строя речи и её ритмичность. Такое своеобразное сочетание признаков стиха и прозы объясняет оксюморонное наименование данного типа произведений.

 ТАВТОГРАММА (от греч. tauto -то же самое)

Стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.

Фольклор

1. Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал попугая — понёс продавать.
Просил полтину — получил половину.

2. Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
чертили чёрными чернилами чертёж.
Чертили чрезвычайно чисто!

Валерий Брюсов

МОЙ МАЯК

Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак …
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк.

 ФИГУРНЫЙ СТИХ

Стих, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет — звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и т.д.

фигурный стих

 

 ХОЛОСТОЙ СТИХ

Это стих с незарифмованной строкой среди рифмованных. Используется в особой форме построения строфы, где могут рифмоваться только чётные или только нечётные строки. Незарифмованной может оставаться и одна строка.

А. Фет

ЗАИГРАЛИ НА РОЯЛЕ …

Заиграли на рояле,
И под звон чужих напевов
Завертелись, заплясали
Изумительные куклы.

С. Михалков

ДЯДЯ СТЁПА

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

 ЦЕНТОН (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков)

Стихотворение, составленное из «заготовок» — отрывков разных стихов одного или нескольких авторов.

 Центон, собранный из первых строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье —
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами …
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

 ШАРАДА (от франц. charade — беседа, болтовня)

Стихотворение-загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

Первое слово над чайником тает,
Второе — у папы растёт над губой.
А целое — ветер морской надувает
И в плаванте нас приглашает с тобой.

 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (ЭКЗОТИЧЕСКИЕ СТИХИ)

Оригинальные стихи с нетрадиционными способами рифмовки, построения строф, чередовании рифм и т.д. К ним относятся акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи.

В 1925 г. американский поэт Эли Сигел создал поэму «Один вопрос», содержание которой выглядит следующим образом: I.

Why?

Такой вот экспериментик незамысловатый.

Тут, кстати, непаханное поле деятельности. Проснулся утром, протёр глаза, не нашёл своих носков, грозно спросил: «Где?» И сразу зафиксировал этот риторический вопрос на бумаге. Придумал название — «Второй вопрос», и вперёд — в редакцию. Требовать гонорар.

Ещё эксперимент — русский поэт В. Гнедов написал «Поэму Конца» — без текста, с одним заголовком и датой написания.

Но и таким произведениям придумали название. Их называют нулевыми. Но, на мой взгляд, эти нулевые пахнут тараканами. Которые в голове.

СПАСИБО, ЕСЛИ ДОШЛИ ДО КОНЦА МОЕГО ОПУСА!
ВСЕХ ТАКИХ ЛЮБЛЮ!

Ваша Милена Апт, Libelle, Стрекоза